Открытое письмо общественности Санкт-Петербурга |
|
Уважаемые Дамы и Господа!
Начинается 2010 год – год знаменитых юбилеев для авиационной России и нашего города. В апреле-мае исполняется 100 лет первому авиационному состязанию в России – Первой Петербургской авиационной неделе (участвовало 5 иностранцев и один россиянин Н.Е.Попов, занявший первое место). В Июне – 100-лет Гатчинскому аэродрому. В сентябре - 100 лет Первому Всероссийскому Празднику Воздухоплавания. Пишущий эти строки уже 19 лет исследует историю создания и занимается постройкой самого популярного аэроплана, принимавшего участие во всех этих мероприятиях – знаменитого «Фармана» конструкции 1909 г. На авиационной неделе впервые этот аэроплан пролетел над Петербургом. На празднике летчик Евгений Руднев впервые в России совершил полет с пассажиром перелет из города в город (из Петербурга в Гатчину). Кроме того, этот аэроплан был учебным и на нем впервые вылетели самостоятельно знаменитые военные летчики, такие как Петр Нестеров, так и гражданские, например первая русская летчица Л.В.Зверева. Кроме того, первым летательным аппаратом, который многие россияне увидели впервые в жизни, был именно этот аэроплан, благодаря гастролям знаменитого С.И.Уточкина в 1910-1911 годах, похороненного в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Также в апреле-мае 1910 г. на этом аэроплане стал победителем на состязаниях в Ницце россиянин М.Н.Ефимов. После переписки с зарубежными коллегами-историками и исследователями авиации начала века выяснилось, что ни где в мире подлинного аэроплана «Фарман» типа 1909 г. не сохранилось. Наиболее достоверная копия аэроплана построена в 2009 г. в Риге конструктором Айваром Грахолскисом, который является другом пишущего эти строки и с которым активно обменивались научной информацией. За прошедшие 10 лет в постройке мне оказывали огромную помощь Академия гражданской авиации, затем СПб Университет ГА, СПб ГМТУ, Авиапредприятие «Пулково», аэропорт «Пулково» ГТК «Россия» ОАО «Техприбор», коллеги по секции истории авиации и космонавтики СПб О ИИЕТ РАН, пилоты и конструкторы Сверхлегких ЛА. Объем вложенного труда составляет 80% от конечного результата, включая и научные исследования (автор защитил кандидатскую диссертацию на тему постройки биплана Фармана в России). «Как нельзя удачным» является 2010 год – объявленный годом Франции в России и России во Франции. Этот аэроплан мог бы быть символом дружбы наших народов! О постройке этого аэроплана в Петербурге автор письма докладывал в Париже на конференции La culture aérienne в ноябре 2009 г., проводившейся под символом столетия первого в мире полета по кругу диаметром 1 км Анри Фармана в декабре 1908 г. В связи с большой занятостью на работе в музее и на кафедре (ведя преподавательскую работу на должности доцента, фондовую в музее, в частности занимаясь разборкой крупногабаритного экспоната «Тренажер Ту-154»), не обладая достаточными средствами, прошу рассмотреть вопрос о возможности помощи предприятий Санкт-Петербурга в завершении постройки аэроплана к июню 2010 г. Предлагаю пригласить в Петербург конструктора из Риги Айвара Грахолскиса. Необходимый объем денежных средств составляет 651 тысяча 500 рублей. Смета прилагается. По окончании празднования юбилеев, по мнению автора, логичным является рассмотрение вопроса о помещении аэроплана в одном из центральных Петербургских музеев, в Музее истории города (как первый аэроплан, который совершил полет над Петербургом), Центральном Военно-морском музее (как аэроплан, на котором обучалось множество морских летчиков, который в 1910 г. участвовал в маневрах Севастопольской эскадры; на котором летал знаменитый Л.М.Мациевич) или Музее артиллерии и войск связи (как приемнике, по нашим сведениям некоторых фондов Ленинградского Аэро-клуба Музея).
С уважением доцент каф. 24
15 февраля 2010 |